Повествование в четырех частях, где рассказывается как запросто построить самому радиоуправляемый самолет, или "Complete idiot's guide to building flying RC plane model"



Глава I - в котором рассказывается, как я готовился к постройке.

Выбор технологии.
У меня нет ни доступа к мастерской, ни доступа к продвинутым материалам, поэтому множество статей про модели из потолочного пенопласта однозначно определили технологию постройки МОЕГО самолета.

Подготовка того, что проще купить.
В славном городе Нижнем Новгороде появился пару лет назад магазин Пилотаж. Если первый год он располагался на главной улице, то потом переехал в такой тараканый угол, что мало не покажется. Расписание работы магазина нельзя назвать удачным. Единственный день, когда я могу туда попасть - воскресенье. Разумеется он у них выходной... Ну бог с ними. Выбрал я свободную субботу и добрался до них. Итут оно произошло.... Я понял, что если уж надо когда действовать, то сейчас. В общем я купил все, необходимое для постройки самолета.

Итак в тот день было куплено по части электроники:

- Передатчик 4-канальный. Стоил он порядка 2500 руб, что вополне примлемо. Вряд ли я дорасту до механизма уборки шасси или системы сброса бомб, так что 4 канала - самое оно
- Двигатель 2209 28Т - был куплен по двум причинам: 1 - он бесколлекторный - я так понял это лучше, чем коллекторник; 2 - когда я спросил продавца - который двигатель выбрать, то показав на него мне было сказано, что он средний по характеристикам и он че самых ходовой у них в магазине. Мне была продемонстрирована модель самолета Extra 300, на которую его обычно ставят - модель совпадала с тем, на что я примерно ориентировался по размерам.
- регулятор хода Markus Hobby 20 - подойдет сейчас, плюс есть небольшой задел навырост.
- рулевые машинки С1016 - единственные, которые были в наличии и подходили по размеру
- приемник Пилотаж 40 МГц 8 каналов. Тоже - единственное, что было приемлемое по размерам и параметрам
- винты. Купил несколько видов - пару тех, что крепятся на резинках и пару рассчитанных на жесткое крепление. Взял два типоразмера: 10х47 и 9х47


надо сказать, что аккумулятор я решил использовать от своего вертолета - ли-пол 910 (2 банки). Если не потянет - тогда и замену куплю.
Итого в магазине оставлено чуть меньше 8000 руб. За мечту - вполне приемлемо.

В ближайшем магазине было куплено 7листов потолочной плитки 500х500 мм. Единственное, что могу сказать про нее - похожа на то, из чего делают миску у лапши Доширак. Вроде похоже на то, из чего народ делает свои самолеты.

Клей. Дома на полке стоял тюбик ПВА, оставшийся от сборки мебели. Опыт про склейке пенопласта прошел успешно. Держит приемлемо, только надо немного мелкой шкуркой снять глянцевую поверхность на пенопластовых панелях перед склейкой. Остановился на нем.
Однако когда дело дошло до склейки крульев выяснилось, что клеевые швы ПВА на пенопласте не очень хорошо держат напряжение. Поэтому в магазине был куплен клей Титан, который мне порекомендовали для приклейки тех самых панелей. Модель примерно с половины доклеивал им.

Забегая вперед, скажу, что формировать силовой каркас на пенопласте было решено из доступного дерева (я же делаю самолет из подручных материалов - значит надо обходиться без бальзы), поэтому в ближайшем магазине канцтоваров был закуплен стратегический запас деревянных линеек разной длины.

Для обтяжки пенопласта был куплен 1 метр ткани (ширина 3м). Я просто пришел в магалин и ткнул пальцем. Как мне потом рассказали - называется она "вуаль". Тонкая синтетика типа той, из которой делают тюль за занавесками.

Для закрепления этой самой ткани на пенопласте было куплено ведерышко лака-антисептика на водной основе.

Описанные материалы покупались не сразу, а по мере продвижения строительства.

Никаких специальных инструментов у меня нет. Пара канцелярских ножей, стопка книг, чтобы придавливать склеиваемые детали, ручка, чтобы чертить, стальная линейка да ножницы - вот пожалуй и все.


А что собственно будем строить?

Судьба у модели будет незавидная - учить меня, неразумного, управлять самолетом. Значит - тренер. Согласно мнению опытных это должен быть высокоплан с V образным крылом.

То, что я буду строить, должно быть похоже на настоящий самолет, поэтому у него должен быть объемный фюзеляж (контурную модель не хочу), чтобы вся аппаратура была внутри и было красиво... В общем - чтобы был как настоящий самолет.

Решено - строим нечто Пайпер-о образное. Долгими зимними вечерами я бы с удовольствием посидел над чертежами, но сейчас на дворе почти уже лето и терять время на это я бы не хотел. Поэтому путем недолгих поисков был найден чертеж на немецком сайте. Модель описанная там на мой взгляд маловата для моего двигателя, поэтому было принято решение увеличить все размеры пропорционально. До какого размера? Размах исходного крыла был 700 мм. Мой материал - пенопластовая плитка чуть меньше 500 мм длиной, то соответственно сделав два таких крыла получим размах чуть меньше метра (980 мм). Это хорошо согласуется с размахом самолетов, которые строят другие моделисты. Будем надеяться, что такое увеличение не повлияет на летные характеристики модели. Коэффициент увеличения получается 1000/700, т.е. все размеры я умножал на 1,43.

Привожу оригинальный чертеж



В центр фюзеляжа и в хвостовую балку я добавил от себя пару - тройку дополнительных шпангоутов и чуть изменил форму концов крыльев - чтобы они были прямоугольные - так строить легче, да и лишной дециметр площади не повредит. Более того - я обязательно хотел строить самолет с элеронами.

Соответственно с увеличением массы, размеров и конструкции вцелом, пришлось менять технологию постройки. Ее я изобретал сам по мере продвижения строительства.

После этого я был готов приступисть к волнующему процессу постройки...



Итог: постройка самолета начата не смотря на то, что для собственно постройки нет ни нормальных материалов, ни инструментов, ни чертежа, в котором была бы 100-процентная уверенность.

Продолжение >>